?

Log in

No account? Create an account
Бывшая подземная база подводных лодок в Балаклаве - Народ, забывший своё прошлое, не имеет будущего [entries|archive|friends|userinfo]
alexdoomer2009

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Бывшая подземная база подводных лодок в Балаклаве [Jul. 21st, 2011|08:24 pm]
alexdoomer2009
[Tags|, , , , , , , , , , ]

В продолжение темы отдыха 2010 выкладываю фотографии из этого действительно уникального и очень интересного места. В прошлом - бывшая подземная база подводных лодок в Балаклаве, стоявшая в последствии более десятка лет в заброшенном состоянии, постепенно восстанавливается и оформляется под военно-морской музейный комплекс "Балаклава" ("Музей холодной войны") Под катом фотографии музейного комплекса, некоторых экспонатов представленных экспозиций + несколько фотографий из заброшенной части
 





Перед тем, как показать свои фотографии, все-таки приведу краткую историческую сводку этого места.

"Бывшая подземная база подводных лодок в Балаклаве, более известная как Объект 825 ГТС — сверхсекретный военный объект времен холодной войны в Балаклавской бухте (ГТС или Городская Телефонная Станция — название объекта в целях конспирации). Был построен в 1957—1961 годах. В настоящее время это самый крупный из всех рассекреченных военных объектов. бъект 825 ГТС представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории, способный защитить от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 Килотонн, включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедная часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты — вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей, и автономно существовать 3 года, вместив при этом все население Балаклавы (в данный момент - 50 тысяч человек). На этом предприятии была собственная хлебопекарня, склады для хранения продовольствия и горюче-смазочных материалов, госпиталь.Комбинированный водный подземный канал мог вместить до 9 подводных лодок и при необходимости ремонтировать их. Его глубина достигает 8 метров, ширина - от 8 до 12 м, а высота арки канала - 18 метров. Общая площадь всех помещений и ходов завода - 5100 кв. м, водной поверхности под землей - 3 тыс. кв. м. Длина канала - 380 метров, длина дока - 110 метров.

Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины. Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти. Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении. Когда массивные противоатомные гермодвери «гостеприимно» распахнулись перед всеми желающими, «демилитаризацией» бухты занялись «хваткие хозяйственники»: откручивали, снимали и вывозили все, что могли. В подземные шахты ринулись толпы добытчиков лома цветных и черных металлов. Первым делом были похищены все чугунные крышки, закрывавшие всевозможные коммуникационные колодцы, смотровые люки, технологические шахты, тоннели, потерны и прочие переходы. В некогда засекреченный завод можно было без особых проблем въехать не только на грузовике, но и на небольшом подъемном кране. От бывших цехов, способных в кратчайшие сроки вернуть в строй покалеченную субмарину, остался один-единственный станок, который уже никогда не заработает: силовые кабели вырезаны до последнего метра, а все детали «ушли» на металлолом. Относительно мало пострадали только уникальные фильтровентиляционные камеры и туалеты: редкий обыватель мог приспособить их в «хозяйственных» целях. Сантехника в подземных объектах, как и во всех бомбоубежищах, отличалась прочностью и простотой, но отнюдь не престижностью и комфортом. Говорят, из подземного города вывезли несколько сотен тысяч тонн металла и «выкачали» не один миллиард гривень.Сейчас часть завода является военно-морским музейным комплексом "Балаклава" ("Музей холодной войны"). "


Сразу оговорюсь, что мы с самого начала отсоединились от экскурсии, так как там все показали бы как всегда скомканно и быстро прогнали по коридорам. А так тут на наше счастье была возможность самостоятельного осмотра без всякого надзора с беспрепятственным доступом во все разрешенные и некоторые неразрешенные зоны. Очень много впечатлений, такая мощь, былая слава...Очень жалко, что это сооружение так нещадно пилилось в 90-ые... Во время прогулки во время залаза небольшого я умудрился пораниться о ржавую палку, и потом наша прогулка внезапно трансформировалась из банального возвращения домой "Балаклава-Алушта" в путешествие на маршрутках до Севастополя! в котором я никогда до этого не был, поиска по GPS больницы ( с целью сделать укол от столбняка на всякий случай ). И даже когда мы умудрились найти больницу эту, то там были такие бешенные очереди, что пришлось ограничиться на свой страх и риск зеленкой и антисептиком + пластырь. А потом был приятный автобус "Севастополь-Алушта", едущий в ночи через горы... А теперь фотографии непосредственно из бывшей подземной базы подводных лодок в Балаклаве.

1. Перед нами портал выхода подводных лодок. Так это дело смотрится с яхты, поездка на которой входила в наши планы.



2. На входе в музей находится следующая композиция - вагонетки на рельсах, теодолит, линейка. Видимо, создатели музея хотели показать, как строилось это огромное сооружение в горах.



3. На этой фотографии мы продвигаемся дальше по базе - по длинным тоннелям. В середине зала - акустическая мина корабельного базирования. На заднем плане композиция из ржавых якорей



4. Продвигаемся в недры базы. Тоннель тянется вдаль.Под ногами кое-где немного сыро, температура низкая, очень хорошо, особенно после жары снаружи



5. Стрелка на стене указывает сторону, в которой находится убежище базы подводных лодок



6. Потрясающе красивые и массивные гермодвери. Их толщина впечатляет.



7. А вот и самое необычное место базы - собственно говоря - сами каналы для проплывания подводных лодок. Искусственный свет безумно красиво отражается в воде, от моря по тоннелям тянется свежий воздух. Незабываемое ощущение



8. Перед нами часть музейной экспозиция "на подводной лодке", представлен разрез в районе рубки



9. Взглянем в другую сторону водных каналов



10. Пульт управления станцией "Садко"



11. Вернемся к порталу для выхода подводных лодок, показанном на рис.1. Теперь взглянем на него с другой стороны - внутренней. Сюда подвозят людей на лодках со стороны моря, чтобы они могли полюбоваться красотой портала.



12. Во многих ответвлениях проводится ремонт, например, в этом - наряду с интересной торпедой для подводной лодки, стоят новые двери и окна. Смотрится достаточно нелепо.



13. Если пойти в сторону выхода, можно увидеть гермодвери другого образца, теперь - такие



14. В районе водных каналов установлено несколько макетов подводных лодок и рассказывается на плакатах история некоторых из тех, что заходили на ремонт на этот завод. Например, эта.



15. Сейчас для разнообразия пойду несколько фотографий из закрытой части. Ну кто хочет - тот пролезет). Тут темно, стоят странные ящики со знаками смерти с косой, подозрительно напоминающие бывший от боеприпасов. Если пойти дальше, можно забрести достаточно далеко, но без мощного фонаря можно и не париться

>

16. Фотоаппарат наотрез отказывался фокусироваться хоть на что-нибудь, еле удалось сделать несколько кадров (извиняюсь за полувспышечное качество). На заднем плане стала видна еще одна торпеда



17. А теперь посмотрим на эти ящики с другого бока и без вспышки



18. Но настала пора возвращаться назад. На этой фотографии показан механизм переключения направления движения рельс для тележки, которые использовались в судоремонтном заводе.



19. Машинный телеграф 2-х винтового надводного корабля - устройство для передачи команд с мостика (рубки) корабля в машинное отделение




20. Продолжаем прогулку по тоннелям бывшей базы



21. Учебное орудие



22. Интересный экспонат - верхний рубочный люк



23. А тут дверей, к сожалению, уже не сохранилось



24. Макет большой торпедной дизель-электрической подлодки - лодки противолодочной обороны (Nato, "Foxtrot")



25. Каналы для подводных лодок освещаются фонарями. Радует то, что можно спокойно гулять, где хочется



26. А вот и перископ. Кто в детстве не мечтал посмотреть в перископ подводной лодки?

27. Посмотрим на старые ржавые якоря поближе




28. На это закончим наш осмотр этого величественного места. Подобные сооружения действительно внушают гордость за то, как люди могли построить , но не только - еще и стыд за то, как можно легко пустить под хвост все это. В свою очередь пожелаю успехов в развитии музея! Пусть он будет более благоустраиваться и накапливать интересные экспонаты! Пусть в стенах противоатомного сооружения будет хотя бы музей, а не ржавое ничего.


LinkReply

Comments:
[User Picture]From: steiner_haus
2011-07-21 04:58 pm (UTC)
С удовольствием посмотрел репортаж! Очень интересно! :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2011-07-22 01:14 pm (UTC)
Рад, что смог заинтересовать)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kishcrowns
2011-07-21 05:39 pm (UTC)
Отлично! Очень интересный объект, видел с него отчёты, но твой пока самый интересный)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2011-07-22 01:14 pm (UTC)
ты мне льстишь)но все равно спасибо, советую съездить, если в Крым соберешься
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tatti_anna
2011-07-21 06:17 pm (UTC)
очень классно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2011-07-22 01:15 pm (UTC)
спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: akaband
2011-07-21 06:30 pm (UTC)
давно нанес этот объект на карту путешествий. а вы дразните.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2011-07-22 01:15 pm (UTC)
все в ваших руках;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mister_marat
2011-07-21 07:09 pm (UTC)
потрясающе!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2011-07-22 01:15 pm (UTC)
спасибо большое!)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2011-07-22 01:15 pm (UTC)
ну раньше для сталкеров там было интереснее, а так на вкус и цвет)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: realist_od
2011-07-22 06:34 am (UTC)
Был там год назад..) смотрю, вроде как больше территорий открыли для свободного доступа - в том году нас тётенька водила строго по маршруту, подводила к разным дверям и говорила "а вот туда нам нельзя"..))
теперь благодаря вам я увидел недоступное))))
с моей экскурсии поделюсь всего одной фотографией - она мне очень четко передает именно ту атмосферу, именно ту Балаклаву..)
Балаклава by Realist_Od
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2011-07-22 01:16 pm (UTC)
а мы без экскурсии, сами с усами)

Ну да...Атмосфера там определенно есть
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: travelworld
2011-07-24 01:03 pm (UTC)
ПРиветствую, отличный репортаж, завтра едем туда. Не подскажите можно ли там снимать со штатива? И какое время работы музея. Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2011-07-24 04:50 pm (UTC)
Привет, спасибо, успехов вам там! Можно конечно, там не следит никто. по крайней мере в режиме "свободная экскурсия". я снимал со штатива большинство кадров) График работы музея гляньте на сайте, ну вроде в стандартное время
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jury_tver
2011-08-01 09:20 pm (UTC)
спасибо за фото! обажаю подземелья современности. вот бы в действующий такой бункер попасть. а музей и ноги в шлёпках убивают всю атмосферу этого места.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2011-08-01 09:22 pm (UTC)
согласен... Не за что)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jury_tver
2011-08-01 09:25 pm (UTC)
я вот тут замутил попасть в тунель под Волгой
http://jury-tver.livejournal.com/27008.html
но облом вышел.. может подскажиш што.. какие есть варианты туда попасть?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rgrebenkin
2011-12-11 12:07 pm (UTC)
Суперский отчет, спасибо! Мы будем в Севастополе на январские праздники, но не уверен что музей будет работать :( А Вы уверены что у них есть сайт? Минут 20 потратил, найти не смог :( Хотелось бы по расписанию узнать точно...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2011-12-11 01:44 pm (UTC)
Приветствую! Спасибо! Честно, не знаю, а вы не пробовали узнать через справочную Севастопольскую? А сайт совсем не ищется?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rgrebenkin
2011-12-11 03:11 pm (UTC)
Сайта не нашел, но нашел их действующий телефон. Дозвонился. Начинают работать 2 января. Понедельник и 7 января - не работают.
Значит нам туда дорога, значит нам туда дорога... :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: syrygin
2013-01-26 11:06 pm (UTC)
зря не присоединились к экскурсии, узнали бы много интересного.

Прежде всего, ни слова об арсенале. По сути, это отдельная структура, засекреченная настолько, что даже не все работники базы знали о его существовании. В нем хранился боевой запас, в том числе торпеды с атомным боекомплектом. Соединялся с базой одними воротами.

Еще там есть несколько котов, которые очень любят позировать на экспонатах для посетителей.

А вообще, база изначально была обречена, т.к. уже во время строительства не удовлетворяла новым поколениям лодок, которые предполагались к размещению.

ЗЫ Дед жены как раз участвовал в строительстве базы, встав впоследствии командающим арсеналом. Много интересного может рассказать. Но как-то с неохотой, видать, все еще соблюдает свой режим секретности.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2013-01-27 08:06 pm (UTC)
Про арсенал слышали, но не описывали тут. Просто они гнали очень быстро по залам - невозможно ничего чётко сфоткать и никакой свободы для прогулок.

Про изначальную обречённость не слышал, любопытно.
Ого!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aramis7
2015-06-26 07:56 pm (UTC)
интересно)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: poulsam
2015-06-28 01:31 am (UTC)
Стыд там в другом - в совершенно бесполезной трате усилий
(Reply) (Thread)