Абхазия. Часть 7. Пицунда, путешествие в античный город - Народ, забывший своё прошлое, не имеет будущего [entries|archive|friends|userinfo]
alexdoomer2009

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Абхазия. Часть 7. Пицунда, путешествие в античный город [Aug. 20th, 2012|09:32 pm]
alexdoomer2009
[Tags|, , , , , , , , ]

Сегодня у нас выдалась какая-то пасмурная погода. Хочется солнца, тепла и продолжения лета) Решил выложить репортаж в жанре путешествий по разным городам. На очереди - Пицунда, приятный курортный городок в Абхазии на берегу Черного моря. В отчёте будут улицы города, разные интересные места, ну и конечно же - море, точнее, закат на море.

Дело было ещё в прошлом сентябре, то есть уже почти год назад. Раньше я уже выкладывал репортажи из Абхазии и ее разных уголков. Подробнее список посещенных мест и ссылки на отчёты можно посмотреть в конце блога. Сегодня мы отвлечёмся от Сухума и Гагры, и отправимся в путешествие в другой старинный город - Пицунду. В один из дней нашего отдыха мы решили поехать туда из Сухума. Поймали маршрутку и в путь. Однако вскоре выяснилось, что, оказывается, высадят нас не в Пицунде, а лишь на повороте на неё на главном шоссе. Ну ладно - и не такое бывало. И вот уже мы с девушкой идём бодрым шагом 6 километров через красивые края в сторону города. Также повезло, что было не очень жарко. Зато по пути нам удалось посмотреть здание заброшенного морского порта=) Но об этом в другом отчёте, а пока что - выбравшись из заброшки, отправляемся дальше, ловим попутную маршрутку и вскоре попадаем в город. Вкратце перечислю увиденное нами - городской краеведческий музей, остатки стен старинной крепости, Пицундский собор, заповедник реликтовой пицундской сосны, маяк, центральный пляж и море. К слову сказать, также мы слазали в заброшенную школу, в которой даже на удивление осталось немного, что поснимать. Но о ней также в другой раз. А пока что вернёмся к городу. И, по традиции, историческая справка:

"Пицу́нда (абх. Пиҵунда) — город (c 10 июня 2007 года; до этого — посёлок городского типа) в Абхазии, приморский климатический курорт на одноимённом мысе Черноморского побережья Кавказа, в 25 км к югу от Гагры.
Первые поселения на месте Пицунды появились ещё в IV веке до н. э., после греками на мысе был основан античный город и порт Питиунт (др.-греч. Πιτυοῦς). В конце II — начале I века до н. э. он входил в Понтийское царство.
С конца 1 в. до н. э. в Пицунде располагалась римская крепость, а с IV века здесь был основан один из центров христианства на Кавказе. В 407 году по дороге в Пицунду скончался св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Под алтарём Пицундского собора ему была устроена гробница, в которой хранилась частица мощей святого, оставленная во время перенесения их в Константинополь.
В 780-х гг. Питиунт вошёл в Абхазское царство, а с конца X века — в состав объединенного Абхазо-Грузинского государства. С XI в. Пицунда упоминается в грузинских источниках под именем Бичвинта.
В XIV—XV вв. здесь находилась генуэзская фактория Пецонда (итал. Pezonda).
В XVII—XVIII вв. Пицунда находилась под властью Оттоманской империи, а с начала XIX века вместе с Абхазией вошла в состав Российской империи.
Археологические раскопки 1950-х гг. открыли остатки храмов (в том числе базилики IV—V веков с мозаиками пола), крепостных и жилых сооружений, бань."

А теперь, непосредственно, фотографии.

1. Первым делом отправляемся в городской краеведческий музей, расположенный на территории Пицундского патриаршего собора. Вокруг собора сохранились участки старой стены, слева на фотографии видна башня-акведук X века, теперь здесь находится сувенирная лавка.

2. А вот и само здание Пицундского патриаршего собора. Прочтем коротко о нём.

"Пицундский Патриарший Собор в честь апостола Андрея Первозванного построен в Пицунде (Питиунт) в начале X века во времена правления грузинского царя Баграта III из династии Багратионов.
Собор в середине X века стал кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь избирали Католикосов-Патриархов Абхазской церкви, рукополагали епископов, варили миро.
В XI - XV веках собор неоднократно обновлялся. В XVII веке, из-за угрозы нападения со стороны турок, кафедра Абхазских католикосов переносится в Гелати (Грузия), а собор был заброшен.

Во второй половине XIX века собор был обновлён и освящён в честь Успения Богородицы."

3. Отправимся внутрь

4. Очень красивая роспись купола.

5. Сейчас здесь располагается органный зал, в будущем планируется передать церкви.

6. Купол поближе.

7.  Старая часовня на территории храма.

8. Руины часовни аж IV века рядом.

10. Отправляемся теперь непосредственно в краеведческий музей. В целом, экспонаты очень интересные, однако состояние музея достаточно плачевное. В плане витрин, подписей, различного материала - всё морально устарело, но это можно понять. Думаю, в будущем всё исправят. Вывеска музея. А ещё там было очень темно - снимать сложно.

11.  Основания древних колонн и систем акведука.

12.  Икона Пресвятой Богородицы Пицундская (Бичвинтская). Икона вычеканена из позолоченного серебра. Напи­сана в 1568 году.

13. На заднем плане - фотография алтарной части Пицундского храма. На переднем - керамические сосуды VIII века.

14. Керамический сосуд и остатки труб водопровода. Сверху - досочками выложен макет храма.

15. Снова керамика, на заднем плане - гравюра храма в заброшенном состоянии XIX века.

16. Остатки подлинного мозаичного пола из храма.

17. Керамическая тара III-VI века

18. Но пойдём обратно наружу, сфотографируем руины древнериских построек перед храмом.

19. Пойдём изучать город дальше. Выходим с территории музея, вскоре встречаем интересный объект - заброшенное здание уже другого музея. С необычными решётками на окнах.

21. Вход в здание. Всё заброшено, однако проход закрыт, хотя уже и есть битые стёкла. Внутрь без взлома не попасть, так что идём дальше. Надпись "Музей Апсны 1992-1993".

22. У главного входа.

23. Корова переходит дорогу по зебре) Типичная картина для этих краёв.

24. Территория, где раньше располагалась крепость Питиунт. II век до н.э.. Питиунт основали греки в VI в. до н.э., а в начале нашей эры городом завладели римляне. Своим названием Пицунда обязана сосне: по-гречески сосна - "питиус". Где-то в этом районе сохранилась старинная стена крепости, но мы её так и не нашли.

25. Дорожка в сторону кипарисовой аллеи, то бишь к морю.

26. Кстати говоря, перед выходом к морю у берега расположился заповедник реликтовой пицундской сосны. Роща протянулась вдоль берега на 4 км и занимает площадь около 200 га. Возраст отдельных деревьев достигает 200 лет. Целебный морской воздух с ароматом хвои и смол привлекает сюда ежегодно тысячи отдыхающих. А вот и море) Добрались мы поздновато, уже через час наступал закат.

27. Сели и отдохнули на галечном пляже. Немного покупались. Вода чистая и приятная. Нашли симпатичный камешек в виде сердечка.

28. Отправляемся в сторону мыса.

29. Встретили по пути лошадку.

30. Новая вышка. Была идея забраться, но лестница тут стоит специально неудобно + большое палево со стороны пляжа. Но виды были бы шикарные.

31. А именно - так.

32. На пляже приезжающие любят писать галечными камнями разные надписи и рисунки, например, эту.

33. Корпус пансионата "Маяк". Здесь на крыше расположен новый маяк взамен старого, построенного ещё в начале XX века. На деревья и здания ложатся лучи закатного солнца.

34. А вот и кипарисовая аллея, кстати (немного отвлечемся).

35. И вернемся обратно к мысу. Соблазнительная лестница на крышу пансионатного корпуса снова перекрыта, увы.

36. А вот и сам старый Пицундский маяк. Жаль, вход заварен, внутрь не попасть.

37. Начинается закат. Красота!

38. Санаторий конечно ужасно совковый, но в этих корпусах всё же что-то есть.

40. Идём дальше.

41. Скульптура Медеи.

42. Мы с девушкой)

43. Небо окрашивается в интересные цвета. Виды в сторону противоположного побережья.

46. Из-за сильного течения на этом участке побережья купаться не советуют. Однако, некоторые всё же купаются.

47. Закат на море - всегда красивое зрелище.

48. Корпус пансионата "Золотое руно".

49. На набережной.

50. Знаменитая скульптура Церетели, на набережной Пицунды, «Ныряльщики». В некоторых источниках упоминается как «Купальщики». Символизирует купальный сезон, который имеет достаточно длинный срок. Два купальщика ныряют под воду, а вокруг виды морских животных: дельфины, угри, рыбы.

51. Взглянем ещё раз на море.

Но время поджимает, и пора ехать домой, тем более - снова с пересадкой на повороте. Добирались обратно на попутке по тёмному шоссе - ещё та поездка. Спасибо доброму человеку) Хотелось бы вернуться ещё раз на большее время, чтобы нормально отдохнуть и поплавать на мысе.

Если вам понравилось, советую посмотреть и прошлые отчёты из цикла моих блогов об Абхазии по прошлогодней поездке:

1). Абхазия. Часть 1. Сухумская гора, покорение радиовышки
2). Абхазия. Часть 2. Заброшенная обувная фабрика
3). Абхазия. Часть 3. Заброшенный ж/д вокзал "Сухум" + забытые поезда
4). Абхазия. Часть 4. Заброшенный пансионат "Гагрипш"
5). Абхазия. Часть 5. Гагра, заброшенный пансионат "Скала"
6). Абхазия. Часть 6. Сухум. Путешествие в сердце Абхазии.

Использованные источники:

1). www.wikipedia.org
2). www.wikimapia.org

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: izograf7
2012-08-20 05:53 pm (UTC)
Прям, как дома побывала. Много лет туда ездила, естесственно, при Советской власти. После забитых телами отдыхающих Гагр и Сочей, там был остров воздуха и малолюдия)))
В 90-м там нашла идеальный дом для съёма - питерцы бывшие, муж военный, ушёл в отставку, продали в Питере квартиру и купили дом в Пицунде. Русские. Дом был весь в розах и ореховых деревьях. Хозяйка была чудесная, звала меня на ноябрьские приезжать, говорила - пусто, но ещё тепло.
И началась война. Не хочу думать, что с ними стало
[User Picture]From: alexdoomer2009
2012-08-20 07:27 pm (UTC)
Рад, что "угадал" с местом.

Эх...Да...Тяжело думать о тех годах...
[User Picture]From: izograf7
2012-08-20 07:32 pm (UTC)
тяжело думать о разрухе, которую ты снимаешь
это и, правда, неприятно, скажем так

Вашему поколению восстанавливать же
[User Picture]From: alexdoomer2009
2012-08-20 07:38 pm (UTC)
Ну в данном блоге я как раз не разруху снимал, а город, в котором отдыхал) Это из серии фотопутешествий.

Конечно, нашему. Мы вот в своём городе пытаемся бороться за последние исторические здания, реставрацию и т.д. - это никому не нужно из властей. Им бы лишь строить новые высотки и сносить памятники архитектуры + вырубать леса. Увы...
[User Picture]From: izograf7
2012-08-20 07:43 pm (UTC)
Я об этом и говорю. Что такое власти? Сидит дядя, которому всё равно, Какая он власть? Он почему-то сидит на этом месте и думает, что все вокруг спят мёртвым сном.
[User Picture]From: dcfc_lad
2012-08-20 05:53 pm (UTC)
очень интересно и необычно. спасибо)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2012-08-20 07:28 pm (UTC)
Пожалуйста;)
[User Picture]From: oilman1967
2012-08-21 02:56 am (UTC)
ухх как здорово!сам там побывал в конце мая,так как на границе не пропустили машину пришлось двигаться пешком.
[User Picture]From: alexdoomer2009
2012-08-21 08:03 am (UTC)
Рад, что понравилось) И на попутках, я думаю?
[User Picture]From: oilman1967
2012-08-21 05:02 pm (UTC)
да,машину отогнали в Лазаревское,отдохнули и на элекричке таки проникли туда.Доехали до Нового Афона,прошли его весь пешком,дошли до кельи Симона Канонита,ессно в монастырь сходили,водопад.Потом на маршрутке в Гагру,сняли жилье.На второй день Пицунду обошли+съездили на Песчанный пляж.Вернулись в обед в Гагру и прошли ее пешком до Гагрипша:).
[User Picture]From: alexdoomer2009
2012-08-22 12:28 pm (UTC)
отличная поездка) Понравилось?
[User Picture]From: oilman1967
2012-08-22 08:25 pm (UTC)
ну я не в первый раз уже :)
[User Picture]From: aramis7
2015-09-10 06:49 pm (UTC)