?

Log in

No account? Create an account
Завод-легенда "ЗиЛ". Заброшенный инженерный корпус - Народ, забывший своё прошлое, не имеет будущего [entries|archive|friends|userinfo]
alexdoomer2009

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Завод-легенда "ЗиЛ". Заброшенный инженерный корпус [Jan. 12th, 2017|08:13 pm]
alexdoomer2009
[Tags|, , , , , , , , , ]

Первый отчёт 2017 года я решил посвятить легендарному предприятию, известному почти каждому жителю столицы. Это старейшая советская и российская автомобилестроительная компания «Завод имени И. А. Лихачёва». ЗиЛ - это не просто история и первый советский автомобиль. ЗиЛ - это своеобразный символ для городских исследователей и сталкеров. ЗиЛ - это легенда. Шли годы, и казалось, что огромные цеха, административные корпуса и конструкторские бюро будут стоять вечно. Но с каждым годом новостей о жизни предприятия было всё меньше, зато постоянно муссировались слухи о возможном сворачивании производства, реновации промзоны и застройке территории технопарком и жилыми домами. И вот, в 2013 году основное производство на АМО ЗИЛ было остановлено, а в последующие годы - начался активный этап сноса цехов и строительство жилого комплекса. По состоянию на 2016 год большинство построек на территории - снесены, а функционирует только производство легковых автомобилей представительского класса. Одним из сохранившихся зданий, в частности, является бывший инженерный корпус. В конце 16-го года у многих была возможность посетить эту локацию и прогуляться по помещениям, пока что ещё сохранивших дух советской эпохи. Огромные архивы документации, конструкторские бюро с кульманами, богатая научно-техническая библиотека, бухгалтерия, мастерские и лаборатории...  Предлагаю посмотреть на фотографии и вам.





This report in English

Ранее я уже опубликовывал репортаж с посещения ЗиЛ-а в 2013 году, когда мы посещали заброшенное конструкторское бюро и несколько цехов. В тот раз для попадания нам пришлось перелезть через довольно неприятный забор с колючкой, а потом перебежками и кустами добираться непосредственно до цели. В 2016-ом же всё получилось гораздо проще. Оказалось, что любой желающий может просто войти через открытую дверь и попасть внутрь. А дальше - свободно гулять по помещениям, снимать индустриальные пейзажи, таскать хабар,  фотографировать обнажённых моделей и просто исследовать многочисленные комнаты, где раньше трудились инженеры и проектировали автомобили. Оказалось, что теперь это всё никому не нужно...А единственное предназначение этого места до того, как стать очередным административно-деловым центром, - это использование одного из этажей под штаб строителей.  Да, по прошествии определённого времени, внутрь пускать перестали и поставили охрану. Но в тот месяц это была просто мекка для городских исследователей, фотографов моделей, сталкеров и школоты, таскающей всё к себе домой. Успели сходить и мы. За компанию хочу поблагодарить Олега, Аниту и Серёжу с Никой. Было классно! Попадая внутрь, ты оказываешься в огромном 6-этажном заброшенном здании с десятками комнат, конструкторским бюро, химическими лабораториями, мастерскими со станками и административными помещениями. Глаза просто разбегаются, а времени на исследование всего корпуса категорически не хватает. Внутри можно легко заблудиться, и периодически то тут, то там, натыкаешься на коллег, бродящих по зданию. Я попробую рассказать о нашем походе в инженерный корпус, соблюдая некоторую хронологию. Но всё равно некоторые этажи и части здания мы посещали в довольно хаотическом порядке.

1. Открываем дверь в здание и проходим в просторный холл. Прямо напротив парадного входа стоит памятник В.И. Ленину. Мы ожидали увидеть хотя бы какое-то подобие охраны, но комнатка сторожа пуста, а в холле пусто и безлюдно.



2. Поскольку именно здесь расположена главная лестница, а неподалёку был слышен какой-то шум, мы решили отправиться в боковые ответвления второго этажа. Некоторые комнаты довольно однотипные, где одна и та же картина - столы работников, высохшие цветы, книги, календари...Один из индустриальных натюрмортов.



3. Но зато в других помещениях порой можно встретить очень колоритные и необычные локации. Заводской архив документации предприятия. В этой комнате стеллажи передвигаются штурвалами, перемещаясь по специальным рельсам, благодаря чему образуются свободные проходы для доступа работников.



4. Это довольно большое помещение, состоящее из нескольких частей. И если на прошлой фотографии можно было увидеть комнату, где внутри стеллажей хранились документы, то в других - они распределялись и выдавались. Нечто подобное есть и на всех других отечественных предприятиях.



5. Почти от каждого уголка этого заводского корпуса так и веет атмосферой тех лет. Старые календари за конец 80-ых годов, черно-белые фотографии, кульманы из ГДР, старые столы, грамоты времён СССР. Или, например, эта подборка звёзд советского кинематографа.



6. Можно просто заглянуть на бывшие рабочие места работников. Чего тут только нет! Визитки, карты метро, старые плёнки, записные книжки, канцелярка...



7. На некоторых стеллажах различная конструкторская документация (чертежи, технические условия, эскизные проекты, технические описания и др.) хранится и распределена по сериям автомобилей по полкам и ящикам.



8. На столах можно встретить различные книжки ГОСТ-ов СССР.



9. Сделаем ещё один снимок комнаты со штурвальными стеллажами. Кстати, на многих можно встретить различные плакаты со снимками производимых автомобилей, хорошо знакомых всем жителям России.



10. Но отправимся дальше. На третьем этаже мы встречаем небольшую подсказку, о том, чем занимались работники в этой части корпуса. Согласно плакату, здесь располагалось "Технологическое управление АМО ЗИЛ". В соответствующем подразделении занимались контролем за технологическими процессами, за средствами технологического оснащения с целью обеспечения требуемой точности обрабатываемых деталей и повышения производительности труда.



11. Только мы хотели туда направиться, как услышали приближающиеся голоса. Поэтому было решено вновь спуститься на второй этаж и изучить оставшуюся его часть. Начнём с уютного, тёплого и лампового конструкторского бюро.



12. Красивый циферблат одного из найденных приборов, что любопытно, прибывшего из туманного Альбиона.



13. В целом, этот уголок КБ выглядит следующим образом. Если и можно применить фразу "Время здесь остановилось", то точно - для этого места. Вплоть до закрытия предприятия конструктора работали здесь на чертёжных кульманах, а единственные компьютеры - это пара старых пентиумов с ЭЛТ-шными мониторами... :( Здесь не слышали ни о крупноформатных сенсорных дисплеях LCD multitouch, ни о современных интерфейсах САПР на крупноформатных дисплеях. Видимо, нашим удобнее по старинке...Хотя и откуда деньги на такие закупки? Если предприятие который год стояло в огромных долгах...



14. На столе у одного из работников встретились шахматные фигуры и ленты для печатных машинок.



15. На момент нашего посещения охрана и бывшие работники ещё следили за помещениями и периодически поливали некоторые цветы. Однако, далеко не все... 



16. Многие рабочие места, стенки шкафов и кульманы украшены различными вырезками из журналов, картинками.У кого-то это церковные иконки, у кого-то сталинистская тематика, здесь же - множество отечественной гражданской и военной техники. У каждого здесь был свой уголок-мирок...



17. Отправимся в следующую комнату. Рядом со входом висят классические часы того периода - знаменитой ленинградской фирмы "ЭЧЛ".



18. Здесь мы находим очередной архив, но уже другой. Множество папок и дел.



19. А эта картина напомнила мне о детстве, когда папа летом давал нам с сестрой подобные советские вентиляторы в жару.



20. Следующее помещение - бывшая химическая лаборатория. Две комнаты реактивов, химического стекла, соединений и разных приборов. К сожалению, здесь уже успели побывать охотники за химикатами и обычные "школьники", которые поразбивали кучу склянок и рассыпали реагенты под ноги. Поэтому мы тут решили долго не застревать, запах соответствующий.



21. Местный антураж.



22. На одном столе неожиданно встретились странные комиксы местных авторов на авто-тематику.



23. Мебель старая и красивая, как обычно в подобных лабораториях.



24. Поскольку в здании стало тихо, мы продолжили исследование оставшихся комнат на верхних этажах. Начинаем с третьего и отделения "Технологического управления". Доска почёта. Оформление мне показалось несколько мрачноватым. Возможно из-за тусклого освещения и нарисованной ленты.



25. Рядом расположилось подразделение УГК ТОС - управление главного конструктора по технологической оснастке и станкам. В частности, в этом помещении находилось КБ перспективного проектирования. Одна из идей - пневмовихревые методы автоматической сборки.



26. Среди находок - кипа советских фотографий, возможно, из жизни работников предприятия.



27. Букет из физалиса в ещё одном архиве. Уютное помещение.



28. Комнат очень много, всё обойти не успеваем.

29. Вообще, картина грустная. Все эти черно-белые фотографии, увядающие цветы, деревянные столы навевают на печальные мысли о том, что активная жизнь завода остановилась не 2010-ые, а гораздо раньше, по сути, ещё в 90-ые...



30. Печатные машинки, счёты.



31.  Внутренние створки шкафа в архиве заботливо украшены репродукциями известных картин.



32. Снова выходим в холл. В здании есть и лифты, но остановленные (хотя освещение во многих местах на тот момент ещё сохранилось)



Поднимаемся выше. Честно говоря, тут мы уже подустали, поэтому по помещениям передвигались гораздо быстрее. По пути нам встретилась ещё одна химлаборатория и мастерские со станками. На следующих фотографиях я покажу другие помещения, которые мы увидели на верхних этажах.

33. В одном из них притаился старый плакат с цитатой Ленина, который раньше висел в коридоре. Теперь он сложен здесь вместе с прочим хламом.



34. Зато в соседней комнате повстречались очень любопытные агрегаты, чем-то напоминающие станки, а чем-то - печи.



35. А этот стенд напоминает нам об истоках предприятия. Ведь первый полностью советский автомобиль АМО-Ф-15 был произведен именно заводом АМО в 1924 году.

36. Очередной архив.



37. Плакаты на тему механизации работ в подразделениях предприятия.



38. Опустевшие коридоры инженерного корпуса.



39. Под конец дня на улице всё-таки вышло солнце, и комнаты сразу преобразились. А в один момент навстречу выбежало два ошпаренных школьника, которые закричали "Охрана, бегитеее!" и скрылись в неизвестном направлении. Но охрану мы так и не увидели.



40. Типичное рабочее место того времени.



41. Красные папки для документов показались мне очень колоритными

42. Одним из самых интересных мест на объекте также является бывшая библиотека. Вообще, она является научно-технической, но порой в ней попадались и художественные книги. Большой зал с десятками металлических стеллажей, сплошь занятыми книгами самых разных времён. Конечно, в основном они датировались XX-ым веком не раньше 30-ых годов.



43. Прежнего порядка здесь конечно уже нет, однако обошлось и без "хождения по книгам".



44. Попадается много зарубежной литературы, например, эта книга-реестр американских производителей в сфере промышленности и авиационно-космической отрасли.



45. На полках, в основном, справочники по металлургии и машиностроению, марочники сталей и другая аналогичная литература.



46. К сожалению, быстро садилось солнце, и отснять библиотеку тщательней не вышло.



47.  А наша прогулка уже приближалась к своему логическому завершению. Так выглядит главный холл нашего здания. Примечательны красивые деревянные шкафы с почтовыми ящиками для корреспонденции.



48. Перед тем как отправиться домой, мы всё же решили попробовать успеть на закат и вылезти на крышу. И у нас это вышло, благо и цвета неба были красивые. Виды, конечно, не очень, но и о каких пейзажах может идти речь на промзоне? Только об индустриальных...



После мы ещё немного посидели на крыше, а затем выбрались из здания тем же путём - через главную дверь.

Да... В скором времени на большей части территории появится технопарк, жилой комплекс "ЗилАрт" и другие. Музей предприятия с мемориальным кабинетом Лихачёва на данный момент уже уничтожен. Года пройдут, и  только оставшиеся административные здания, переделанные в административно-деловые центры, будут напоминать о прошлом легендарного предприятия. Безусловно, таким огромным промышленным заводам не место в черте города и среди жилой застройки. Но всё же, на душе становится немного жаль, когда смотришь, как подобное предприятие с такой историей исчезает фактически в небытие. Лица работников с фотографий, уютные рабочие места, старые кульманы, богатая библиотека...Всё то инженерное прошлое, то, чем люди жили, архивы чертежей и наработок, всё канет в лету... На этой, увы, грустной ноте, я завершаю свой репортаж.

P.S. А тем, кто хочет видеть мои путешествия и приключения в режиме реального времени, предлагаю добавить меня в Instagram ;)

Я буду очень рад новым друзьям и читателям в ЖЖ! Дружить;)

Если вам понравился этот репортаж, советую посмотреть также:

                      1.Текстильная фабрика               2. Заброшенное КБ                3. Ткуарчал ГРЭС                            

       

До новых встреч!

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: donna_laura
2017-01-12 06:20 pm (UTC)
Кульманы хорошие!

"Можно просто заглянуть на бывшие рабочие места работников. Чего тут только нет! Визитки, карты метро, старые плёнки, записные книжки, канцелярка..."
Странно. Я при смене работы всегда рабочий стол вычищаю под ноль. ;)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2017-01-16 06:16 pm (UTC)
Ну вы её сменяете, а тут сама фирма закрылась...Да и вещи не особо нужные остались, по сути.
А кульманы - да, отличные!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: modgahead_sev
2017-01-12 07:22 pm (UTC)
24. - за стеклом горит люминисцентная лампа?

Спасибо, хоть что-то для истории останется.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2017-01-16 06:17 pm (UTC)
Это в коридоре светит лампа и отражается в стёклах)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mik25
2017-01-12 07:37 pm (UTC)
Какая библиотека ! Какой архив ! Блин, жалко что все это уходит в никуда.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2017-01-16 06:17 pm (UTC)
Только здание да и останется, а остальное - скорее всего выбросят. Но как я слышал - бывшие работники отдавали книги из библиотеки всем желающим.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: voronkov_kirill
2017-01-12 08:58 pm (UTC)
Визитка понравилась: "Василий Петрович" (без фамилии).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2017-01-16 06:18 pm (UTC)
Фамилию я замазал и домашний телефон, чтобы данные не раскрывать)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jst_ru
2017-01-12 09:02 pm (UTC)
зил - голова!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2017-01-16 06:18 pm (UTC)
!!!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zydog
2017-01-13 07:23 am (UTC)
Удивительно, что производство официально закрылось только в 2013. Я что-то думал, что там все загнулось уже в начале 2000...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2017-01-16 06:20 pm (UTC)
Вот краткая история за эти год из Википедии:

"В 2004 году компания АМО ЗИЛ приняла участие в создании в Елгаве (Латвия) завода AMO Plant. Завод и сейчас является одним из акционеров предприятия.

В 2008 году АМО ЗИЛ планировало организовать СП с китайской компанией «Sinotruk» по производству тяжёлых дизельных грузовиков марки HOWO А5 и HOWO А7. Из-за кризиса проект реализован не был.

За 2009 год АМО ЗИЛ (вместе с филиалами) отгрузил потребителям 2253 грузовых автомобиля (49,6 % к 2008 году) и 4 автобуса (44,4 % к 2008 году). В 2009 году выручка компании составила 2,702 млрд руб. (74,8 % к 2008 году).

За 2010 год компания произвела 1258 грузовых автомобиля и 5 автобусов (по данным ОАО «АСМ-Холдинг» собственный выпуск АМО ЗИЛ составил 1106 грузовых автомобилей и 5 автобусов, а также 125 единиц автосамосвалов производства ЗАО СААЗ). Также в 2010 году ЗИЛ закончил изготовление нескольких экземпляров кабриолета ЗИЛ-410441, предназначенных для участия в парадных церемониях.

В 2009 году было достигнуто соглашение с Белоруссией по сборке на мощностях ЗИЛа грузовиков МАЗ и тракторов Беларус в объёме до 500 единиц в год для нужд городского хозяйства Москвы. В ходе оптимизации производства территория предприятия должна быть сокращена до 62 га (в 1916-м — 63 га).

В 2010 году АМО ЗИЛ возобновило попытки наладить партнерские отношения с компанией из КНР. Во время торжественной передачи двух гибридных автобусов «Foton Lovol» в дар городу Москве, АМО ЗИЛ и компания «Foton Lovol» подписали меморандум о взаимопонимании и выразили желание организовать в будущем совместное предприятие по производству грузовых автомобилей.

4 апреля 2011 года новым генеральным директором АМО ЗИЛ избран Игорь Захаров[6].

Летом 2011 года руководство индийского концерна «Tata Motors» и китайской компании «Sinotruk» выходило на представителей департамента внешнеэкономической деятельности правительства Москвы с предложением о возможной безвозмездной передаче концерну от 50 % акций АМО ЗИЛ, объяснив это тем, что для вложений инвестиций в нынешнем виде АМО ЗИЛ требует серьёзной реконструкции и модернизации. Но предложение со стороны правительства Москвы не встретило особого интереса.

В сентябре 2011 года, после долгого простоя, конвейер ЗИЛа вновь был запущен[7][8].

В 2011 году между ОАО «Завод им. И. А. Лихачёва» (АМО ЗИЛ) и ЗАО «Управляющая компания „Развитие“» был подписан договор на управление частью недвижимости и выполнение научно-исследовательских работ по девелопменту территории предприятия.

15 февраля 2012 года заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов заявил, что власти Москвы ведут переговоры с Fiat о сборке автомобилей этой марки на ЗИЛе. По его словам, интерес к заводу также проявляли южнокорейские автопроизводители[9].

В конце 2012 правительством Москвы было принято решение о сохранении производства на южной площадке завода, площадью 50 га (вся территория завода в 2012 году занимала 300 га), остальные площади будут заняты под технопарк и строительство жилых зданий. К 2020 году планируется снести три четверти нынешних заводских построек, часть зданий сохранят в декоративных целях и переоборудуют в музей и выставочный центр, а автомобильное производство сохранится на площади 50—80 гектаров (882 000 м²) на территории нынешних прессово-сварочного и окрасочного цехов, автосборочного корпуса и закрытого завода домашних холодильников с переоформлением ЗИЛа в СП «МосАвтоЗИЛ»[10]. По другим данным АМО ЗиЛ оставят территорию в 9,6 га, а на 55 га будет сборочное производство автомобилей «МосАвтоЗил» (70 тыс. единиц в год)[11].
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Danusha0803
2017-01-13 08:45 am (UTC)
Я думала, конструкторское бюро в здании, которое с надписью зил. А что в нем было на самом деле?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2017-01-16 06:25 pm (UTC)
А там - "бывший Лабораторный корпус и Новое Заводоуправление". =) Директорский, в общем.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aramis7
2017-01-13 06:53 pm (UTC)
круто-круто!)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2017-01-16 06:25 pm (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: seakonst
2017-01-13 07:51 pm (UTC)
Спасибо, чертовски интересно.
Лента - да, словно траурная.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2017-01-16 06:26 pm (UTC)
Пожалуйста! Да...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mahnozoid
2017-01-18 07:36 pm (UTC)
Грустно. Красиво. Ещё раз красиво. Накатывает советская ностальгия. Ретрогрусть.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2017-01-23 08:35 pm (UTC)
Да...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: chanych_85
2017-04-06 09:54 pm (UTC)
по некоторым фото кажется, что люди не надолго вышли, и скоро вернутся. Продолжат работу.. Но увы. Сейчас эти снимки уже история...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexdoomer2009
2017-04-07 08:48 pm (UTC)
Да уж...Целые жизни людей пролетали тут на рабочих местах, годы, время... А теперь только пустота.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)